Многие слыхали о приборах ночного видения, которые были у немцев, но оказывается они были во время Великой Отечественной и у СССР. Только немцы разработали первые действующие, лишь в 39м, а у СССР они были уже в 1937м. У немцев это были только габаритные, для противотанковых орудий и танков, а у СССР, они могли ставиться не только на танки, но и на грузовики, и даже были портативные для разведчиков.
Большое стратегическое значение в ходе военных действий с прошлого века приобрели ПНВ – приборы ночного видения, которые обеспечивают возможность вождения боевой техники или скрытого наблюдения в условиях недостаточной освещенности. Наибольшую известность получили первые инфракрасные прицелы ночного видения, разработанные в Третьем рейхе и использовавшиеся вермахтом во время Великой Отечественной войны. В то же время аналогичные разработки еще в середине 1930-х годов появляются и в Советском Союзе. Различные типы инфракрасных систем и тепловизоров отечественной разработки использовались советскими войсками и военно-морским флотом в борьбе с фашистами.
Первые опыты
Проектирование прицелов ночного видения на основе электронно-оптических преобразователей (ЭОП) началось в СССР в 1935 году в лаборатории В. И. Архангельского. Уже к 1937 году выдающиеся инженеры В. И. Архангельский и П. В. Тимофеев создали первые конструкции ЭОП типов Ц-1 и Ц-2, благодаря которым советские разработки ПНВ вышли на передовой уровень.
В тот же период советский инженер-конструктор С. Ф. Валк разрабатывает идею планирующей торпеды (ПТ), которая наводилась на цель при помощи инфракрасных лучей. Данная система под названием «Квант» была успешно испытана на бомбардировщике ТБ-3 в 1937-1938 годах. К началу Великой Отечественной войны в ограниченное производство поступают ПНВ «нулевого поколения» для военных кораблей и бронетехники. В мае 1942 г. при ВЭИ под руководством В. Г. Бирюкова создается Особое конструкторское бюро по разработке ПНВ для флота, авиации, танковых и инженерных войск. Эти прорывные разработки были строго засекречены и применялись на фронте строго под контролем высшего командования.
На суше и на море
В 1939-1941 годах проходят испытания с рекомендацией к серийному производству инфракрасные ПНВ для танков семейства БТ, получившие название «Дудка» и «Шип». Летом 1941 года в качестве испытательных образцов на Черноморский флот было доставлено полтора десятка комплектов корабельных систем ночного видения, а к осени того же года их количество увеличилось еще на 18 комплектов.
С 1943 года на боевых кораблях советских ВМС применялись пеленгаторы «Омега-ВЭИ» и бинокли «Гамма-ВЭИ». Специальные бинокли ночного действия использовались на кораблях ОВРа в 1944 году при прорыве минных позиций в Нарвском заливе. В 1943 году первые ПНВ появляются и в сухопутных частях, а в 1944 году на вооружение штурмовых бригад инженерных войск РККА поступает партия ночных прицелов Ц-3 для пистолета-пулемёта ППШ-41.
Принцип действия
Дальность действия первых ПНВ не превышала 150-200 метров и, в основном, их использовали для обеспечения движения колонн техники в ночное время суток. Так, например, спроектированный инженерами Государственного оптического института и Московского института стекла комплект «Шип», испытания которого проходили на танке БТ-7, включал инфракрасные перископические очки и комплект дополнительного оборудования для вождения боевых машин в ночные часы.
В аналогичный комплект «Дудка» также входили перископические инфракрасные очки для командира танка и механика-водителя с дальностью видения до 50 метров и углом зрения в 24 градуса, два инфракрасных прожектора, блок-пульт, отдельный инфракрасный сигнальный фонарь и комплект электрокабелей для оборудования. Серьезным недостатком данных моделей была громоздкость ИК-очков, серьезно усложнявшая их практическое использование.
Комплект светосигнальных подсветочных приборов, предназначенных для ночной проводки танковых колонн, был разработан также для танка Т-34. Кроме того, ПНВ разработали для грузового автомобиля ГАЗ-АА, чтобы снизить количество аварий и риск ночных обстрелов со стороны противника: движение колонн грузовых автомобилей зачастую обнаруживало себя из-за света фар, поэтому водители были вынуждены сводить их использование к минимуму, тем самым замедляя движение и подвергаясь повышенной опасности.
ПНВ для грузового автомобиля представлял собой располагавшийся в кабине бинокль, в который были парно встроены объективы, электронно-оптические преобразователи света и лупы для увеличения изображения и его поворота на 180 градусов. На крыше кабины размещалась обыкновенная автомобильная фара с лампочкой на 250 ватт, которая закрывалась специальным светофильтром, пропускавшим лишь невидимые глазу инфракрасные лучи. ИК-излучение считывалось электронно-оптическими преобразователями бинокля, превращавшими его в изображение. Система работала от аккумуляторной батареи. Действие прибора ограничивалось всего 30 м, но это позволяло ночью ориентироваться на местности при скорости движения до 25 км/ч.
Портативный ПНВ с аналогичным принципом действия был разработан также для разведчиков. На грудь военного вешали бинокль и фару от автомобиля ГАЗ-АА с автомобильной лампочкой в 12-15 ватт, на спину крепили аккумуляторную батарею. Такой комплект весил около 10 кг.